Уважаемое Сообщество!
Сейчас у нас в работе относительно крупный совеременный торговый центр (25 000 кв. м). И я бы хотел обсудить некоторые вопросы, которые как нам кажутся, не укладываются в "Сниповские" ответы, а именно:
-Исходя из чего принимать количество посетителей в торговых залах, зонах магазинов - бутиков? Наш Заказчик ничего внятного сказать по этому поводу не может.
-Как учесть в расчетах "полезный" холод от установленного холодильного оборудования, суммарная холодопроизводительность которого составляет 450 кВт?
-Какое значение принять в качестве определяющего при расчете притока (количество посетителей, кратность воздухообмена)?
-Какими принимать удельные значения по тепловыделению от осветительного оборудования?
Зарание благодарен за участие в обсуждениях.
- Расчетное кол-во посетителей для промтоварных магазинов (бутиков в т.ч.) принимается из расчета 6м2/чел, для продуктовых - 5м2/чел. Для расчета принимается вся площадь торгового зала, включая плолщади занятые витринами.
- Холод от холодильного оборудования лучше в расчет не принимать, даже если тепло от них отводится не в помещение торгового зала.
- Посчитать и по кратности и по посетителям. Принять тот расход свежего воздуха, который больше.
- Теплопоступления от освещения могут быть определяющими. Лучше не искать виртуальное удельное значение, а узнать точное у электриков, делающих проект освещения именно по вашему зданию. В принципе величина удельного теплопоступления от освещения зависит от желаемой заказчиком освещенности (от 800 до 1800 люкс на полу). Электрик подбирает нужный светильник исходя из требуемой освещенности и высоты помещения. Плюс к тому, есть разные типы светильников. В результате расброс удельной мощности на освещение может составлять от 30 до 110 Вт/м2. Идите с бутылкой к электрикам, сядте в месте, посчитайте удельную мощность електроснабжения светильников, полученую величину умножте на 0,95.
Mir ist in den Grenzen der sinnlosen Gesetze eng! Мой Живой Журнал
TO Gonza
МГСН 4.13-97 (с изм. 1 1999) п. *5.24:
При расчете систем вентиляции и кондиционирования количество людей, находящихся в торговых залах, следует определять исходя из площади торгового зала на одного человека (или по технологическому заданию):
6 м2 - для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
5 м2 - для других непродовольственных магазинов, а также для продольственных магазинов.
Mir ist in den Grenzen der sinnlosen Gesetze eng! Мой Живой Журнал
To Robin
Как по Вашему опыту соотносятся рекомендованные нормами 5-6 кв.м/ чел с действительностью?
И еще одна интересная информация. Сейчас я анализирую немецкий проект СКВ торгового центра (типа Cash and Carry). У них в расчетах нигде не фигурирует количество посетителей. Согласно их норм (DIN) принята кратность в.обмена соответствующая 1,2.
И еще один вопрос к Сообществу.
Сталкивался ли кто-нибудь с использованием второго набора конденсаторов торгового холодильного оборудования для отопления торговых залов.
To Lock
Я думаю, что эти величины (5-6 м2/чел) взяты составителями норм не из головы. Возможно, это плод анализа или просто содералово с неких иностранных норм. В любом случаи, эти цифры являются законным основанием для проектирования.
В приведенном мною МГСН-е есть приложение №14, в котором указано, что если площадь зала менее 400 м2, то требуется однократный воздухообмен, если площадь больше, то по расчету. В вашем случаи площадь больше, а если вы проведете свой расчет, то, видимо, получите объемы воздуха схожие с немецкими. Немецкие проектировщики (в отличие от наших) несут материальную ответственность за свой проект, и размер ответственности входит в сумму их контракта. Если вы измените проект, то немцы заберут все свои деньги, а ответственность с себя снимут. А это невыгодно заказчику. Так что думать вам нужно не только технически, но и стратегически.
Тепло от холодильной станции магазинного оборудования использовать для отопления вряд ли получится. А вот для приготовления воды для ГВС его иногда используют.
Mir ist in den Grenzen der sinnlosen Gesetze eng! Мой Живой Журнал
To Lock
Как раз этой зимой специально ходил на экскурсию, по совету нашего преподавателя, на такой объект. Холодилки оснащены двумя комплектами выносных конденсаторов - один в помещении, другой, ессесно, на улице. Одесский универсам "Таврия-В" или "Аэропортовский" (местные могут меня поправить). Огромный (по крайней мере для меня, как провинциала) ангар со всякой всячиной. Под потолком размещены громадные конденсаторы - в зале большое количество холодильного торгового оборудования, плюс, по всей видимости, не маленькие камеры хранения продуктов. Особого эффекта я не ощутил - большая часть конденсаторов не включалась. Я так думаю, что в связи с тем, что в помещении было довольно холодно, не было необходимости в стопроцентной нагрузке на холодилки. Получается замкнутый круг - чем прохладнее в помещении, тем реже задействуются конденсаторы (именно тогда, когда в них наибольшая потребность для обогрева помещения). Когда же в помещении жарко и возрастает нагрузка на холодилки, тогда выброс тепла в помещение уже не нужен:( Ко всему прочему, работа "на тепло" практически не ощущалась в связи с тем, что конденсаторы расположены достаточно высоко (жалюзей, направляющих поток теплого воздуха вниз, нет) - весь теплый воздух под потолком. Высота потолка, навскидку, метров восемь.
Теоретически - идея хорошая, практически - выброшенные деньги.
С уважением,
to Robin
А, МГСН... Так это только для Москвы... А то я думал, что пособие "Проектирование предприятий розничной торговли" изменилось...
Там 3,5 и 2,5 м2 соответсвенно.
5 и 6 кв.м/чел - это только до Москвы. Для остальной России как справедливо заметил Gonza: 3,5 кв.м - для рынков, магазинов мебели, музыкальных, электро- и радиоаппаратуры, книжных, спортивных, ювелирных и для магазинов в сельских населенных пунктах; 2,5 кв.м - для других непродовольственных и продовольственных магазинов. Вам это надо учесть, поскольку в ряде регионов инспектирующие органы цепляются за данные цифры. Но реальнее все-таки цифра 5 кв.м. Да и воздухообмен при 2.5 кв.м получается безумный. В свое время мы заказали одной фирме исследование посещаемости крупных торговых центров нашего города площадью от 3000 до 6000 кв.м. Получилось примерно от 6-7 до 15-20 кв.м/чел. Поэтому цифры из СНиПов и ВСН - дань советской эпохе. Возможно скоро появятся новые нормативные документы на этот счет. Совет: составьте и согласуйте с заказчиком техническое задание, где будет прописана данная цифра (мы обычно закладываем все-таки 5 кв.м). Тогда и согласовывать в УГЭНе и СЭС будет проще.
Теплопритоки от освещения получаются обычно на уровне 30-35Вт/кв.м (из собственного опыта). В основном это касается залов поделенных на бутики. Этого тепла обычно хватает на компенсацию теплопотерь в межсезонье (отопление обычно при этом даже не включают).
Полезный холод обычно учитываю в проектах (вычитаю из теплопоступлений).