[quote]air_wave пишет:
Семья 9 содержит символы, представляющие разнообразные вращения самолета. Они
определены как «Добавочные элементы» и не могут рассматриваться как отдельные
фигуры.Добавочный элемент из Семьи 9 должны всегда быть наложены на базовые
фигуры Семей 1, 5, 6, 7 или 8. Тогда это может формировать законченную фигуру
пилотажа.
Элементы Семьи 9 могут быть следующих типов: элеронные вращения без или с
фиксациями (a) и (b), штопорные вращения © и (d) или штопора (e) и (f). Штопорные
вращения и штопора могут быть положительными (прямыми) © и (e), или
отрицательными (обратными) (d) и (f)...
Обращаем внимание на фразу:
Они определены как «Добавочные элементы» и не могут рассматриваться как отдельные
фигуры.
Так что, строго говоря, с точки зрения каталога ФАИ ни штопора, ни бочки не являются "отдельными фигурами пилотажа"
просто добавочные элементы...
ну и еще немного на эту тему из инета:
"Классификация
К фигурам простого пилотажа (пилотаж с углами до 300) относятся: вираж (с углами до 600), горизонтальная восьмерка, спираль, пикирование, горка (с углами до 300, в спортивном – до 450), боевой разворот по типу спирали.
К фигурам сложного пилотажа относятся: переворот, петля, полупетля, пикирование (с углами до 600), горка (с углами до 600), горизонтальная управляемая бочка, переворот на горке. В спортивном сложном пилотаже выполняют управляемые и штопорные вращения на углах до 600 вверх и вниз и штопорную бочку.
К фигурам высшего прямого и обратного пилотажа относятся все комбинации фигур простого и сложного пилотажа. Высший пилотаж – это сложный комплексный пилотаж, выполняемый без ошибок. К отдельным фигурам высшего пилотажа можно отнести колокол, кобру Пугачева и другие, выполняемые на критических режимах полета.
"
Обратите внимание, штопорные вращения и штопорные бочки - это еще не штопор.
З.Ы. Подозреваю, что инструктаж Вами был прослушан. Так же, как я однажды прослушал КУЛП, давя на массу под монотонное бубнение инструктора. [/quote]
Верно наверно - но на нашем уровне это просто казуистика
Смысл в том что инструктора срывали самолеты в ...... ну не буду с вами спорить во что, но со мной 1 раз и 4-мя моими друзьями минимум по разу, регулярно и красиво их из него выводя
Они однако не самоубийцами были и знали что делали
Срыв при этом происходил так - на некоторой высоте сбрасывается скорость и постепенно увеличивается угол атаки(задирается нос) самолет приэтом начинает колбалсить вправо влево и вниз и предугадать куда именно он ломанется я- думаю что нельзя(хотя инструктор может быть и знал - но при этом он его не сваливал сам - у меня рука тоже на штурвале была и я бы почувствоал) Авыводили его они тоже просто(какновичку казалось) все рули и элероны в нейтраль и газу а потом уже выруливали в горизонталь
и называли они ЭТО штопором( может онитоже не читали?)
А новичку - что штопор что штопорная бочка что ну сами назовете - ощущения одинаковые
В общем писал я об ощущениях а не о теории высшего пилотажа